Тема: Дефект тигровые полосы

Добрый день.

Очень интересует Ваше мнение по мерам устранения дефекта "тигровые полосы".

Деталь бампер, толщина 2,7, форма горячеканальная, центральный литник треугольный, боковые "ленточные".
ПРТ материала - 40.

"Тигровые полосы" появляются рядом с центральным литником и далее становятся всё более и более видимыми, при подключении боковых литников еще сильнее. Практически вся деталь в полосах.

Пробовали увеличивать скорость, менять температуру расплава с 200 до 230, температуру формы с 25 до 40.
Дефект не уходит.
Пробовали лить с остановкой. Включали все литники одновременно, заметили (по дистанции) когда дефект появляется впервые и выключали центральный литник. Дефект в центре минимализировался, но появилась четкая линия спая, и также по бокам дефект остался.

Перешли на другой материал.
ПТР материала 33.
Дефект ушел совсем.
Но появился дефект, назову его "побеление", только в центральной части у литника.
При манипуляциях скоростями и температурой дефект не реагировал.
Убрали давление поддержания - дефект пропал.
Максимально снизили давление поддержания - видимость дефекта снизилась, но появились недоливы и утяжки.
Получить полную деталь без дефекта не получается.

Скажите, пожалуйста, какие меры Вы посоветуете предпринять для решения данной проблемы?

Re: Дефект тигровые полосы

Добрый вечер, Андрей!

На сегодняшний день известные эффективные методы устранения "тигровых полос" сводятся только к замене материала на материал с высокой эластичностью расплава. Такие материалы получают путем смешения марок с разной молекулярной массой (разной текучестью), разных типов ПП (например блок-сополимера с гомополимером и т.д.). Квалифицированные изготовители материалов знают об этой проблеме и предлагают специальные марки, которые не дают "следов течения" (flow mark). Рекомендую поговорить с компанией "Полипластик", они решали такую проблему.

Re: Дефект тигровые полосы

Спасибо за ответ.

Но у нас есть еще один вопрос.

Иногда для решения "тигровых полос" применяют снижение скорости. Мы попробовали лить на низкой скорости, дефект минимизировался, но мы получили видимый спай.

Гипотеза: при увеличении числа литников мы будем иметь возможность лить на низкой скорости и не получим видимый спай, потому что расплав не успеет остыть при движении между литниками.

Верна ли эта гипотеза при каскадном литье?

Re: Дефект тигровые полосы

Изучение "тигровых полос" показало, что изменение техпроцесса вообще мало что дает. Снижая скорость впрыска относительно той, которая является оптимальной (это определяется главным образом толщиной стенки и вязкостью расплава), Вы рискуете потерять весь комплекс эксплуатационных свойств материала и внешний вид. Кроме того, для композиций ПП с каучуком и тальком, "тигровые полосы" могут появляться е сразу после литья, а при хранении или эксплуатации изделия.

При каскадном литье (последовательном впуске) внешние линии спаев не образуются. Но негативные явления, связанные с низкой скорость впрыска (следы течения), могут присутствовать.

Re: Дефект тигровые полосы

Спасибо, за ответ. На данный момент, мы решаем проблему заменой материала.

Re: Дефект тигровые полосы

Прошу Вас дать более полное определение понятия "эластичность расплава", чтобы яснее представить процесс течения.

Re: Дефект тигровые полосы

Расплавы полимеров обладают вязкостью и эластичностью (вязкоупругостью).

Вязкость определяется в условиях сдвигового течения, она зависит от скорости сдвига, температуры и давления. Распространенная реологическая характеристика - ПТР относится к вязкости в одной точке.

Эластичность расплава - это особая группа свойств, которую можно охарактеризовать несколькими методами: по продольной вязкости (вязкость в условиях растяжения расплава), по разбуханию струи на выходе из капилляра и др.

Материал может иметь низкую вязкость и низкую или высокую эластичность. Изготовители материалов не любят обсуждать тему эластичности расплавов - поэтому никаких количественных характеристик эластичности Вы из них не вытрясете. Поэтому проще им объяснить, что нужен материал, устойчивый к "следам течения".

Re: Дефект тигровые полосы

Спасибо.